Как работает педагог-психолог
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений. Задача детского психолога — создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.
Цель консультирования — решить проблему, возникающую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического климата в семье. Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.
С какими проблемами работает педагог-психолог
- это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
-агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
- страхи и тревожность ребенка;
- проблемы адаптации;
- проблемы общения со сверстниками;
-патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
-уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
- проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
- задержка психического развития, и др.;
-беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией; и т.п.
Направления работы педагога-психолога в МБДОУ №67 «Медвежонок»
Работа с детьми
Диагностика
(цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса):
- школьная готовность (по методике Ясюковой Л.А.);
- познавательная сфера (методика Семаго Н.Я. и М.М.);
- детско-родительские отношения; эмоционально-личностная сфера; пространственные представления;
- диагностика воспитанников, направленных на ТПМПК; и др.
Коррекционная и развивающая работа:
- формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста;
- подготовка к школе (цель: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка для обеспечения успешной адаптации к школьному обучению);
- коррекции и развитие коммуникативных навыков и эмоционально сферы;
- гармонизация эмоционально-волевой сферы (цель: снижение уровня тревожности, отработка детских страхов). И т.д.
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
Цель: профилактика условий возникновения нарушений личностного, социального и интеллектуального развития детей из трудных и проблемных семей; обеспечение ранней профилактики семейного неблагополучия.
- Составление плана социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении;
- Выход на патронаж в семьи воспитанников, находящихся на вневедомственном контроле;
- Ведение документации (составление актов обследования жилищных условий, написание характеристик, ходатайств и т.д);
- Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики и т.д.
Работа с родителями
Формы работы:
- родительские собрания;
- групповые и индивидуальные консультации, беседы;
- практические занятия;
- семинары
- практикумы;
- родительские клубы и т.д.
Работа с педагогами и специалистами:
- участие в ПМП консилиумах ДОУ;
- участие в педагогических советах;
- подготовка и проведение групповых консультаций;
- участие в подготовке и проведении «Школы молодого воспитателя»;
- подготовка и проведение открытой НОД для воспитателей;
- участие в контрольно-инспекционной деятельности.
При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Это совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога.
В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:
Декларацией прав и свобод человека; Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; Правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты; СанПиН 2.4.1.3049-13; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Уставом и локальными актами МБДОУ № 67 «Медвежонок»; Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором; приказами и распоряжениями заведующего МБДОУ №67 «Медвежонок», должностной инструкцией; трудовым договором.
Недельный график работы
педагога-психолога
Кашниковой Варвары Геннадьевны
корпус I
Дни недели |
График работы |
Понедельник
|
08.30 - 16.00 Обед 12.00-12.30 |
Вторник
|
11.00 - 18.00 Обед 12.00-12.30 |
Среда
|
08.30 - 16.00 Обед 12.00-12.30 |
Четверг
|
11.00 - 18.00 Обед 12.00-12.30 |
Пятница
|
08.30 - 16.00 Обед 12.00-12.30 |
педагога - психолога
Шестаковой Ольги Владимировны
корпус II
Дни недели |
График работы |
Понедельник
|
09.00 - 17.30 Обед 12.00-12.30 |
Вторник
|
11.00 - 18.30 Обед 12.00-12.30 |
Среда
|
08.30 - 16.15 Обед 12.00-12.30 |
Четверг |
08.30 - 16.15 Обед 12.00-12.30
|
Пятница
|
08.30 - 15.30 Обед 12.00-12.30 |
Консультирование родителей проводится по предварительной записи. Тетрадь самозаписи находится на стенде «Шпаргалка для родителей» в центральном коридоре на 1 этаже (корпус I и II).